ок. тады опишу все подробнее.
скажу сразу: мне багажник достался за $90 вместе с доставкой.
(указываю в баксах, чтоб не заморачиваться с переводом с тенге, рублей, евро, норвежских крон...)
и
начну "от печки"
поскольку хотел купить девайс не на разовый случай (как-то, ремонт гаража), а чтоб без проблем пользоваться им долгое время, то искал багажник, отвечающий определенным требованиям.
первое условие: купить весчь не абы какую, а конструктивно удобную, эксплуатационно надежную и технологически качественную.
условие № 2. у нас продают в основном только различные универсальные поперечины, которые не очень-то подходят для Tipo/Tempra, и в большинстве случаев придется "дорабатывать напильником". а сильно хотелось купить устройство, использующее штатные места крепления. но таковых у нас нема. потому, как говорится, "интернет мне в помощь".
что нашел
нашел в Сети несколько подходящих моделей.
первая — польское изделие марки Amos. стоимость — чуть меньше 30 бакинских. собственно, низкая цена — это единственное достоинство амосовских поперечин. багажник расчитан максимально на нагрузку в 50 кг, да и эта цифра, судя по отзывам, показывает лишь скрытый оптимизм разработчиков — реально выше 40 кг лучше не нагружать, хлипковат.
к тому же весь комплект имеет слабую защиту от механических повреждений, поскольку кроме пластиковой накладки на сами поперечины (понятное дело, что
в профилированный пластик упакованы поперечины всех рассматриваемых мною марок), все остальные открытые места просто покрашены тонким слоем краски.
но большой вопрос возникает и к конструктиву. система предусматривает упоры в края крыши (что не очень хотелось бы), плюс еще дополнительные стягивающие тросы, проходящие через крышу под каждой из поперечин.
вторая — поперечины Automaxi Supra № 23 французского производителя Automaxi.
конструкция посерьезнее, то есть надежнее, поскольку мощнее, да и покрашена уже правильно — специальным полимерным слоем (как бы спеченным). впрочем, если учесть, что французская марка Automaxi уже несколько лет принадлежит одному из "законодателей моды" — шведской компании Mont Blanc, то чего уже удивляться качеству.
максимальная нагрузка — 75 кг, причем это — реальные 75 кг.
стоимость — в 2 раза дороже польского изделия — от 60 долларов.
однако конструкция также предусматривает "башмаки", упирающиеся в края крыши. понятно, что непосредственно в работе по поддержке груза они не участвуют, а нужны только для стягивания крепления. но я не раз видел крыши седанов, на которых остались следы таких "башмаков" ( не исключаю, что неаккуратные хозяева перед инсталляцией багажника не удосужились протереть от пыли места контакта на крыше).
что же касается "законодателей моды", то к таким относятся: шведские марки Mont Blanc и Thule, и немецкая — Atera.
как оказалось, "Туле" вообще не выпускает багажные системы на крышу моей машки, а только рассчитанные на крепление к рейлингам, то есть только на универсал Tempra SW. так что для рассмотрения остались лишь два производителя.
Atera № 080151 — реально грамотные поперечины — крепкий метал, в пластике и спеченном полимере. устанавливаются строго в штатные места крепления без всяких упоров в крышу и тросовых стяжек. выдерживают нагрузку от 75 кг до 100 кг (конечно, 100 кг можно нагрузить только в крайнем случае и при условии передвижения на небольшое расстояние).
цена в Германии на них вполне доступная — начиная с 50 баксов. но непосредственно производитель и интернет-магазины, которые продают по самой низкой цене, не отправляют груз в Казахстан. а у тех, кто может отправлять, цена заметно дороже. да и стоимость доставки оказалось такой, что "в кучи" товар обойдется мне примерно в 200 долларов.
Mont Blanc Carac7 (MB720007, устаревшая модификация — 2515) — изделие "без вопросов". однако стоимость, как и на продукцию Thule, выше (шведские понты) — от 80 баксов.
самый прикол в том, что когда я обратился в один из европейских магазинов — норвежский, тамошний менеджер сообщил, что вообще-то они с СНГ не работают, но, по данным их электронной базы, один — как раз нужный мне комплект — уже пару месяцев лежит на каком-то московском складе (я так и не понял, как багажник туда попал). и я могу его выкупить. а он попросит московских партнеров организовать отправку в Алматы.
...в итоге, уплатив 10 долларов транспортной компании за перевоз, я стал обладателем этих поперечин.
теперь о самом багажнике
получил такую вот длинную коробку:
с соответствующей маркировкой:
внутри оказался такой вот наборчик:
комплектация: 2 поперечины, 4 кронштейна, 4 пластмассовые накладки, 4 торцевые заглушки, 2 пластинки для закрывания щелей-прорезов (отрезаются необходимой длины), и ключ-шестигранник для болтов.
присутствует и "Руководство":
кронштейн состоит из двух частей + стягивающий их через качающуюся гайку болт:
при закручивании болта качающаяся гайка-"бочка", закрепленная на основной детали кронштейна, не просто прижимает к ней вторую часть конструкции, а как бы натягивает ее, сдвигая вдоль основной детали снизу вверх:
если отогнуть "резинку" на крыше машки, в районе каждой из дверей, то обнаружим там штатную "подготовку" для крепления багажника:
приставляем кронштейн (чтобы большая деталь встала в соответствующие нижние пазы, а маленькая — зацепилась за 2 проушины) и затягиваем болт ключом. в результате кронштейн надежно закрепляется в штатном месте - детали не только стягиваются меж собой, но их еще как бы раздвигает по вертикали: большая давит вниз в пазы, а маленькая тянет вверх:
после чего накладываем сверху поперечину, заведя щелью под стяжные гайки, притягиваем ее болтом (участвует все тот же ключ), закрываем щели планкой, надеваем заглушки и брендированную накладку:
при этом двери отлично закрываются.
теперь для установки-снятия поперечин, понадобиться только отщелкнуть накладки и чуть ослабить боковые болты.
замечу, защелки на накладках по форме похожи на сердцевину замка, и отдельно продаются такие сердцевины с ключом — вместо защелок, типа, чтоб не украли.
на этом, собственно, все.