при желании, написанное курсивом можно не читать, поскольку это вообще не имеет отношения к теме.
до недавнего времени в моей темпре с электрикой все было тип-топ. но вот стал замечать, что вечером при включении света и прочих нагрузок зарядка аккумулятора заметно проседает. а в ближайшие дни аккумулятор вообще попросил при включении фар не пользоваться лишними потребителями – шутка ли, ток зарядки не превышал 12,6 вольт.
еле дождался сегодняшней субботы. грешил, конечно, на генератор – может щетки сносились, может реле регулятора сдохло. хотя не исключено, что накрылся какой-нибудь диод в выпрямителе.
загнал машку в гараж и, чтобы уж точно удостовериться, тыкнул тестером непосредственно на генераторе. ха! он как «правильный пацан» показал, что выдает 14,7 в.
тогда меряю на аккуме. там (при выключенных потребителях) - 13,7 в. какая сука тырит у геныча целый вольт?!!
какая-какая… передающая, то есть проводка.
тут как раз сосед заглянул на тему «ты смотрел, как наши вчера продули?»
я ему:
- неа, я сразу знал что проиграют.
- над чем паришься?
- проводка.
- блин! давай с утра про водку ни слова, а то и так башка разрывается!
- «он» - на полке. поправься и покинь расположение вверенного мне объекта, а то отвлекаешь, а у меня со временем – не густо.
поясняю, «он» - это спирт-ректификат, который живет у меня в гараже на полке в 2-литровой пластиковой бутылке. ну, вдруг что-то промыть надо, протереть, обезжирить. сосед об этом в курсе и периодически заглядывает в гости, чтобы вылечить бодун, разведя с водой 50-100 г (аккурат на полстакана-стакан). уже второй год заглядывает, а бутыль все не заканчивается. видно сообразил, что это у меня не конечный запас.
так вот, на бутылке маркером большими буквами написано «ОН». по аналогии со знаменитым анекдотом, когда Петька получил на складе спирт, принес в санчасть и, чтоб Василий Иванович не нашел и не выпил, поставил бутыль среди другой химпосуды с умными химическими формулами. затем подумал: "а вдруг василий иванович в химии волокет?". и тупо стер часть формулы С2Н5ОН, оставив только ОН. возвращается, а на столе, мордой в «утку», лежит бухой Чапаев. рядом пустая бутыль из-под спирта. "Василий Иванович, ты как спирт-то нашел??" "а хули его искать?! зашел, глянул, стоит пузырь, написано "ОН". я понюхал – и вправду он".
ну, возвращаюсь к теме.
первая мысль, какая пришла в голову – масса. скорее всего, настал этот счастливый момент, когда где-то (а точнее, на кузове, под катушкой) соединения массы критично окислились.
ныряю под капот, смотрю на болт, к которому прикручен минусовый провод от
добро. где-то на полках лежит отрезок (метра 2) хорошего 25-мм медного провода в изоляции, а в какую-то банку я когда-то высыпал горсть разных медных наконечников. ща заделаю новый массовый ремень, и выкручу болт да зачищу на кузове площадку для контакта.
заодно решил проверить и массовую «косу» идущую на двигатель (на моей темпре - прикрученную к трамблеру). при внимательном осмотре выяснил, что она тоже не ахти – «плетенка» местами надорвана, того и гляди оборвется совсем. ну что ж, и ее поменяю.
раз такая пьянка, не прокинуть ли мне заодно массу прямо на гену? кусок 16-го провода у меня тоже найдется.
сказано – сделано. соорудил из 25-го кабеля провод с наконечниками - от кузова до двигателя (прямо на движке обнаружил свободное резьбовое отверстие, хотя можно и к любому болту на коробке подсоединится), а также провод от кузова к аккумуляторной минусовой клемме. 16-й кабель с наконечниками протащил за антишумкой на лобовом щите, где-то под диджиплексом, и прикрутил к одной из шпилек на корпусе генератора.
выкрутил массовый болт на кузове под катушкой, зачистил площадку... и тут заметил, что рядом с ним присутствует такой же болт, что поддерживает поддон аккумулятора. решил: штатную массу сохраню, а новую прикручу к этому болту. как говорит народная мудрость: лишний хер жопе не помеха.
штатные провода очистил от окислов и прикрутил на место. выкрутил болт поддона, там тоже все зачистил и прикрутил свою сборку проводов. новый провод для
завожу, замеряю тестером на аккумуляторе. на ненагруженном – 14,3 в (если помните, прежде было 13,7 в), после включения головного света,
осталось только замерить напругу зарядки на работающем двигателе минут через 30-40, поскольку от нагрева генераторы со временем чуть подсаживаются, то есть начинают выдавать немного меньше.
и тут на своем мотике пригромыхал младший сын.
- пап, мне яма нужна.
я на секунды офигел.
- может до борисыча докатишься? у него пятитонный подъемник с утра свободен.
ребенок поржал, после чего объяснил, что ему нужно в яму – забрать с полки запасной коммутатор.
быстро схватил деталь, выскочил на улицу и, как бы не услышав вопроса «во сколько домой вернешься?», упылил в неведомое.
минуло 30 минут, замерил показания тестера.
та-ак, без нагрузки получаю на аккумуляторе 14,0 в, с нагрузкой – 12,9. вот что значит – присел. хотя понятно, что раньше дело на нагретом было наверняка еще хуже.
и так подумаем, сейчас на холодную на аккумулятор приходит 14,3 в, но при этом на самом генераторе – 14.7 в. значит где-то еще «гуляет» 0,4 вольта. по «минусу» я всё восстановил. остается покурить «плюс».
отсоединил плюсовую клемму от генератора и скинул «плюс» с аккумулятора. замерю сопротивление этой проводки, тестер показывает 0,03 кОм. упс! а ведь должно быть полностью по нулям.
откручиваю генераторный кабель от распредкоробки («плюс» приходит сначала в эту коробочку-разветвитель, а уже оттуда по другому, короткому проводу - в аккумулятор. меряю сопротивление на участке разветвитель – генератор . здесь 0, 02 кОм.
выходит, небольшое сопротивление есть и на длинном (0,02 ком), и на коротком (0,01 кОм соответственно) участках.
стоп! у меня же еще остался метр 25-мм кабеля! так в чем вопрос?!
в качестве эксперимента отрезаю наконечники у генераторного провода и снова замеряю сопротивление. на оставшемся проводе сопротивление - 0,00. в чем причина? расковырял один наконечник, начал вытаскивать из него обрезок кабеля. сначала по ходу вытаскивания из наконечника высыпались белые кристаллы соли, потом зеленые ошметки, и под конец черная порошкообразная хрень. стоит ли при этом удивляться сопротивлению в проводе!
проложил от аккумулятора к генератору толстый 25-мм кабель (штатный – 16 мм). причем, мимо распредкоробки, поскольку такие приблуды, как генератор и стартер, предпочитают иметь дело с
теперь на новой плюсовой проводке тестер показывал только нули.
запустил двигатель и сделал контрольный замер на клеммах аккумы. зарядное напряжение – 14,7 в! все сошлось, потери отсутствуют. на нагретом движке через полчаса напруга была 14,5в, при полной нагрузке потребителями (вплоть до холодильника) – 13,5 в. чего, собственно, и добивался.
так я провел в гараже 3 часа субботнего дня.